nata_nemchinova (nata_nemchinova) wrote,
nata_nemchinova

Один мой день в Абхазии: 20 октября 2014 года.

Конечно, я готовила этот пост для сообщества "один мой день", и само собой, я это сделала неправильно, ведь опыта в таком важном деле у меня нет.
Там еще нужны фотографии начала и конца дня, а у меня только часть дня - с 11.30 и до 19 часов.
Но, на мой взгляд, это довольно интересные и поучительные семь с половиной часов, так что уж если с аудиторией сообщества жж №1 пока не складывается, то пусть читатели моего журнала ознакомятся с ними.
Точное время я ставлю с сохранившихся снимков в фотоаппарате, там оно показывается. Как это время зафиксировать на самом фото, я не знаю. Если кто подскажет, буду благодарна. У меня Sony Alpha 6000. Также внимательно выслушаю рекомендации бывалых - уже публиковавшихся в "моем дне" - по тексту.
Итак...

Здравствуйте!
Меня зовут Ната, мне 33 года, я живу в Петербурге, работаю в трех направлениях: журналистика, преподавание английского языка и управление своим интернет-магазинчиком.
До середины сентября направлений было четыре: я еще трудилась гидом на корабликах - прогулочных теплоходах, что ходят по рекам и каналам Питера.

Но в настоящий момент я вовсе не работаю, а нахожусь в малопризнанной республике Абхазия в свадебном путешествии. Впечатления переполняют меня, и я решила поделиться ими.
Традиционных дифирамбов «райской земле» вы тут не прочтете. Зато получите наисвежайшую правду об этой стране – пост я пишу в одном из отелей города Сухума, столицы Абхазии (говорить надо именно Сухум, все окончания на «и» тут утилизированы, это грузинский вариант).

Выходим из отеля в 11.30.
Держим путь на вокзал – минут 15-20 пешком. Сухум – небольшой город, куда бы мы ни шли, максимум сорок минут занимала дорога. Правда, в окрестности мы не забирались.
А это улица Дзидзария – одна из центральных в городе. Муж продвигается в зеленом тоннеле из тополей и эвкалиптов. Деревья густо обвивают лианы-паразиты.
Фото 1.
Сухум улица Дзидзария

Сухум – это развалины и руины былого величия. Тут огромное количество разрушенных домов. Внутри уже разрослись джунгли за 21 год, что прошел со времен войны 1992-93 года.
Фото 2.
Сухум окно заброшенного дома

Город производит удручающее впечатление. Самое забавное – постоянные оправдания на тему «это последствия войны». Представляю, как в 1966 году в Берлине или, например, в Смоленске, гид водит туристов по развалинам, вещая: «Эхо войны, вы ж понимаете!..»
Фото 3.
Сухум покинутый дом

Сегодня мы едем в Гагру. Сейчас она такая – в единственном числе. А в советское время было «Мы с Якиным улетаем в Гагры!», число множественное.

Нам предстоит самое сложное – добраться до города. Почему это сложно? Да потому, что в Абхазии не соблюдают правила дорожного движения. Вообще. Совсем.
Я в Абхазии не в первый раз, а в третий – до этого была 10-летней в Гудауте и 25-летней ездила сюда на обзорную экскурсию из Сочи. Озеро Рица, Голубое озеро, Новый Афон. А в Гагре была только проездом.
Между тем это самый популярный курорт Абхазии. До Сухума доезжают уже остатки туристов. Хотя в сезон и их немало.

Мы поехали в Сухум, потому что он самый экзотичный и тут больше местного колорита. Вообще мы собирались в Грецию, но не успели сделать загранпаспорта – работа плюс предсвадебная лихорадка съели все время. Что ж, эта поездка нам запомнится надолго.
Знали, что увидим разруху. Но к другим нюансам были не готовы.

Когда ехали с границы в Сухум, водитель гнал по серпантину так, как будто хотел кому-то что-то доказать. Сначала завопили женщины в салоне, потом я: «Потише, потише, жить-то хочется». Человек я осторожный (для кого-то – трусливый). На рожон не лезу, риски не люблю. Муж – все наоборот. Поэтому абхазский стиль вождения ему вначале понравился. Но, видя мое белое лицо, он вмешался и попросил отчаянного водилу вести маршрутку спокойней и ровней. Она у него еще и прыгала, как кузнечик. За неделю, проведенную здесь, у меня сложилось впечатление, что многие рейсовые автобусы-маршрутки выходят на работу в полуисправном состоянии.

11.50 Едем в Гагры. Стоимость поездки – 100 рублей на человека. Ехать полтора часа.
Этот снимок сделан на мосту, под которым, далеко внизу, течет река – с гор в сторону моря.
Фото 4.
Сухумское шоссе вид на реку и море с моста

Коров тут множество, умиляться им вовсе не стоит – их никто не привязывает и не следит за тем, что они едят и куда они ходят. А ходят они зачастую в сторону дороги. Не знаю, чем она их так притягивает. Обычное дело - резкое торможение и затем коровьи очи прямо перед тобой, смотрящие абсолютно безучастно, как будто для нее не было еще секунду назад варианта стать говядиной.
Фото 5.
пасторальный пейзаж с коровками

13.35 Доехали. Справа, на возвышении – Зимний Театр, в советское время переделанный в кинотеатр.
Фото 6.
Зимний Театр вид с Колоннады

Сейчас на дверях вот такая табличка. Написано:
«Частная собственность.
Вход воспрещен.
Ведется видеонаблюдение».
Фото 7.
не входи убьет

Такие дела. Хоть собственность и частная, но восстанавливают ее медленно. Общее впечатление: что-то делают, а что – не видно. До завершения реконструкции еще ого-го.
Слева – знаменитая Колоннада, вход в Приморский парк.
Фото 8.
Колоннада в Гагре

Муж там гулял маленьким. Ему было восемь лет, и он приехал сюда с мамой на несколько часов. И все запомнил. И Колоннаду, и пальмовые аллеи, и павлинов с куропатками, что свободно гуляли по парку и денег за их просмотр ни с кого не взимали.
Сейчас тут есть зооуголок. Вход, как можно прочитать – 50 рублей. Кому платить – непонятно, у таблички никого нет.
Фото 9.
платный зооуголок

Сегодня птиц забирают куда-то на зиму. Вот несколько человек судачат рядом с пеликаном. Наверное, обсуждают, как лучше везти.
Фото 10.
с пеликаном надо что-то решать

В зооуголке, кроме пеликана, еще утки, гуси, куры.
Пара белых гусей в пруду.
Фото 11.
пара гусей

Гусь яркой расцветки.
Фото 12.
одинокий гусь

Парк пребывает в полном разрушении. Мы решили, что он еще может продержаться лет пятьдесят – деревья растут себе спокойно в этом благословенном климате, бетонные плиты, положенные еще при СССР, полежат несколько десятилетий, хотя они уже пошли трещинами. Но потом все рухнет окончательно.
Фото 13. Как видно, дорожки никто не подметает.
Приморский парк в Гагре в запустении

Уже много лишних деревьев – они мешают расти друг другу, никто не прореживает их, не рубит сухие ветви и уж тем более не подметает опавшие листья. По парку валяются крупные сучья, скатанные ветром в огромные перекати-поле.
Муж нашел коровий череп! Очевидно, его не ветром зашвырнуло сюда в таком состоянии. Мы решили, что он тут хорошенько полежал и долго разлагался. Запах еще присутствовал.
Фото 14.
черепушка от коровы

Трогательная дружба или вынужденное соседство? Широкие стволы пальмы и тополя почти вросли друг в друга.
Фото 15.
нестандартная пара

Много мозаики. Технология изготовления заборчиков детских площадок, клумбовых оградок, фантазийных мусорных баков и даже автобусных остановок, похоже, проста. Битый кафель плюс бетон в умелых руках превращаются в красивый, яркий и долговечный ландшафтный объект. Всем рекомендую для дачных участков.
Фото 16.
мозаичные стены

14.36 Выходим к крепости Абаата. Подробно исследовать крепость не решились. Муж сказал, что он туда не пойдет, увидев с высоты своих 200 см состояние крыш нескольких зданий на территории.
Фото 17.
крепость Абаата вход

Однако в старейший храм Абхазии зашли. Он мне очень понравился – своей не торговой атмосферой. Было ощущение, что здесь много молились искренне верующие. И что здание, где устанавливается связь с Богом, должно быть таким– небольшим, простым, из крупного камня, с узкими окнами. Настороженно я отношусь к храмам дворцового вида. Почти так же, как к священнослужителям на Майбахах – доводилось видеть.
Фото 18.
старшейший храм Абхазии

У входа в храм висит такое трагическое объявление:
Фото 19.
нехорошее письмо

Ни один продавец экскурсий об этом не говорит. Автобусы с туристами на Новый Афон идут из разных городов каждый день. На Афоне, естественно, никакой подобной информации нет. Выводы делайте сами.

Зашли в часовню купить две свечки. Одну я отдала мужу, другую взяла себе. Мне хотелось поставить свечу перед женской иконой. Их я увидела две, перед одной уже горела единственная свеча. Она была не в отдельном маленьком подсвечнике на золоченном кругу, как обычно в храмах, а в чаше, наполненной мелкой галькой.
А перед другой иконой не было свечей. И я решила исправить это. У женщины на иконе были глаза без зрачков. Присмотревшись, я увидела, что у нее прикрыты веки. Уже догадываясь, кто это, прочитала: «Святая Матрона Блаженная». Ей молятся в том числе об улучшении зрения.
Очевидно, это не случайность. Зрение у меня сейчас так себе, неважное зрение. Так что свеча поставлена кому надо.
Фотографировать тут я не стала, хотя запрета не было. Неудобно.
Потом решила купить в часовне серебряный крест.

Вышли из храма, гуляем рядом с крепостью. Когда-то здесь был чудесный мозаичный фонтан. На дне его размещены разноцветные фигуры рыбок и цветов. Фонтан не работает, как и многие другие.
Фото 20.
мозаичный фонтан

А это питьевой фонтанчик, коих тут раньше было множество. Само собой, не работающий.
Фото 21.
фонтан напоивший несколько поколений

Товарищ ловит рыбу у пивоварни. Заведение, ура, не разваливается, но закрыто. Не сезон-с.
Фото 22.
рыбалка  у закрытой пивоварни

Поэтому мы пошли в открытый пока ресторан рядом с крепостью.

15.07 Муж, любитель вкусно покушать в красивых уютных заведениях с качественным обслуживанием. Впрочем, вы и без объяснений все поняли по фото.
Фото 23.
муж в ресторане Жоэквара

Я, более аскетичная особа, но вовсе не против ресторанов и комфорта.
Фото 24.
я в ресторане жоэквара

Часть заказанных блюд – лодочка с яйцом, сковорода с жареными овощами, мясом и грибами. Еще была сырная тарелка – сулугуни соленый и копченый, харчо (куда ж без него в Абхазии), баклажаны с грецкими орехами, один бокал красного вина (я не пью), чайник зеленого чая.
Фото 25.
обед в ресторане жоэквара

Все вместе:
Фото 26.
и вот что вышло

Десять процентов за обслуживание тут берут все рестораны, где мы были. Понравилось, не понравилось – плати. Сдачу никто не принесет, если сами не попросите. То есть если у Вас нет, к примеру, ровно 1637 рублей (с учетом 10 % за обслуживание), и Вы даете 1700, оставшиеся 63 рубля не дождетесь.

Накормили вкусно, в ресторане красиво и чисто, официантка любезна. Это лучший из всех ресторанов, где мы были. В остальных все гораздо проще – в плане обслуживания, меню, интерьера.
Цены вовсе не «смешные» и «копеечные», как вспоминают те, кто отдыхал здесь 10-7-5 лет назад. Они сильно выросли. Конечно, в Питере мы бы слопали все то же самое вдвое дороже в соответствующем заведении. Но не забывайте, что это страна, где средняя зарплата, согласно данным Министерства экономики Абхазии в 2013 году, составляет 2 769 рублей. На форумах называют большие суммы – 9-10 тысяч рублей. По всей видимости, это размер средней зарплаты «в конверте». Я в кафе слышала диалог местных дам насчет вакансии с зарплатой 5 тысяч рублей.
16.55 Идем обратно. Самый известный в Гагре ресторан «Гагрипш» на горе.
Фото 27.
ресторан Гагрипш в Гагре

Про него туристы пишут: «ресторан очень дорогой, а соответствующего сервиса не дождетесь». Мы решили не проверять справедливость этих высказываний.
Надо торопиться, здесь темнеет быстро. Сейчас 17 часов, солнце сядет в 18.30 – как раз через полтора часа, требуемых на обратный путь.
Но мы отвлеклись на базилик, растущий за скамейкой у остановки…
Фото 28.
базилик растет просто так

И ворону, сидящую на самой верхушке высоченного кипариса…
Фото 29.
ворона уселась на верхушку кипариса

И прошляпили автобус в Сухум.

Пришлось сесть в маршрутку, а я их очень не люблю. Потому что они едут еще быстрее, чем автобусы.

По пути от границы в Сухум я грызла плечо мужа в панике. Сегодня я просто уткнулась в его джемпер успокаивающего зеленого цвета и не смотрела ни налево – в сторону гор, ни направо – в сторону моря.

А муж смотрел и все видел – и тройной слепой обгон (когда три машины подряд обгоняют четвертую у резкого поворота, за которым неизвестно что – может, ничего, а может, «Камаз» идет с той же бешеной скоростью), и едва не случившиеся лобовые столкновения.
Когда седой кавказец рядом с нами перекрестился, стало мне совсем невесело. И весь оставшийся путь я читала «Отче наш», ибо на этом мое знание молитв ограничивается.
А на прощание водитель сдал нам с тысячи 650 рублей вместо 700. Мы договорились по 150 рублей с человека, а не по 100, потому что он ехал с границы, и там такая такса до Сухума – 150. Если маршрутка, идущая из Псоу, остановится на трассе, водитель ждет всю сумму целиком. Хотя вроде как лучше получить какие-то деньги, чем никакие, и разумнее соглашаться на 100 рублей стандартной таксы Гагра-Сухум. Но разумные правила тут не работают.
Так вот, наколол он нас на 50 рублей. При том, что за такую езду надо бы доплачивать пассажирам. Я в кромешной темноте иду по разбитому асфальту, стараясь углядеть лужи, и высказываю все это супругу.
- Завязывай ты со своими подсчетами. Живы остались, и то ладно, - хмуро говорит муж.
- Вроде как мы в Сомали, да? Законы не действуют, безопасности ноль, климат теплый. Полная идентичность!
19 часов, мы в отеле. На улицу выходить не собираемся – после захода солнца там никому не рекомендуется находиться, даже мужчинам крупного телосложения. Об этом я еще напишу в своем жж.

Вместо выводов:
Кому я не рекомендую ехать в Абхазию:
- людям, которым принципиально важны комфорт и безопасность;
- семьям с детьми, особенно до 5 лет (очень сложно маленькими ножками зайти в море, пляж каменный, камни крупные) и с дочками-подростками от 12 лет (если только их не будет сопровождать везде отец-старший брат-дядя-кто-либо из родственников-мужчин);
- молодым и красивым женщинам в одиночку и женскими компаниями (даже если Вы едете за курортным сексом, лучше подыскать более безопасный регион. А если не за ним, Вам просто не дадут отдохнуть, все время будете обороняться от крайне назойливых «мачо»);
- всем, кто рассчитывает отдохнуть за копейки.

Кому я рекомендую ехать в Абхазию:
- тем, кто любит максимальный риск, скорость, адреналин и ищет приключений;
- кто хочет развить туристический бизнес – чтобы посмотреть, как не надо делать. Если в Вашем гостиничном/экскурсионном/ресторанном деле появятся хоть какие-то намеки на Абхазию, их надо тут же устранить;
- кому жизнь скучна, пресна, бесцветна и не дорога. Таким особенно рекомендую несколько раз прокатиться на маршрутках по Сухумскому шоссе.
Всем спокойствия и благополучия!

Tags: Абхазия, Гагра, Сухум, женщина 25-35, мой кузнец, один мой день 2014, путешествие